
Памятник жертвам политических репрессий – решение, которое снова пришлось принимать президенту. Потому что правозащитных организаций у нас в стране почти так же много, как оппозиционных движений. При этом их эффективность и способность договариваться примерно такова же – то есть стремится к нулю. А проблемы при этом есть и сами по себе решаются. Вопросу о жертвах политических репрессий уже не один десяток лет, и, надо полагать, правозащитникам просто снова и снова давали шанс всё-таки договориться самим, найти консенсус и предложить согласованный проект. Которого, конечно же, так и не поступило.
В обществе есть разные мнения о тех событиях, но наиболее взвешенные оценки сводятся к тому, что были в сталинскую эпоху и великие достижения, и масштабные трагические события. Не стыдиться своей истории, гордиться победами страны и помнить об ошибках – это лучшее, что мы можем сделать. Возведение мемориала в память о жертвах репрессий – вопрос, который слишком долго стоял на повестке дня. Начало казаться, что некоторым правозащитникам даже выгоднее, чтобы он так никогда и не был решён – можно было бы бесконечно упрекать в этом власть. Такая «ответственная» позиция привела к закономерному результату: поручать эту задачу пришлось Совету по правам человека при Президенте России. Что Владимир Владимирович Путин и сделал лично почти год назад.

После этого, наконец, впервые началась вдумчивая и рациональная работа в этой области. На рассмотрение конкурсной комиссии было предоставлено 336 работ – проектов будущего мемориала. Параллельно члены Совета по правам человека совместно с мэрией Москвы обсуждали место для будущего мемориала. И вот по истечении года были приняты все решения.
Победителем стал проект «Стена скорби» – пространственный двухсторонний рельеф скульптора Георгия Франгуляна. Правозащитники, архитекторы и городские власти выбрали мемориал, который и внешне, и содержательно понравился всем. И место для него тоже нашлось в центре города – на пересечении Садового кольца и проспекта Сахарова. И вчера Владимир Путин подписал официальный указ о возведении этого мемориала. Нашлось решение давно назревшей проблемы, которое, наконец, устроило всех.

Но именно это как раз некоторых и не устроило – что такое решение было найдено. Хотя, наверное, этого следовало ожидать?..
Не так ползли
Много лет назад Владимир Путин сказал фразу, которая оказалась теперь пророческой – о том, что нам бесполезно просить прощения у Европы и вообще любых стран. «Даже если мы встанем на колени и будем умолять простить нас, то всё равно нам ответят: «Не так ползли, плохо просили, недостаточно низко кланялись». И он как в воду глядел...
Разумеется, некоторые круги, называющие себя «либеральными», просто не могли простить, что власти решили задачу, которую они считали «своей». На которой они много лет зарабатывали политические очки, и планировали делать это впредь – разумеется, путём того, чтобы ничего не делать и устраивать регулярные скандалы, причитая о том, что (их традиционное лицемерие) ничего не делается.
Заниматься работой, сделать что-то реальное, решать задачи, а не просто заниматься говорильней – это самое непростительное преступление в глазах оппозиционной тусовки. И, разумеется, они этого не простили.
Список «разгромных» претензий выкатил «Московский комсомолец». Перечень воистину впечатляет. Самым убойным аргументом стало название: оказывается, не было у нас «жертв политических репрессий»! Вариант, который они предложили, никому не пришёл бы в голову: по их мнению, назвать надо было «памятник жертвам коммунизма».
Оксюморон, которому трудно найти подобие. Коммунизма вообще никогда не было – откуда у него могли взяться жертвы? Даже в СССР никогда не утверждали, что построили коммунизм. И уж подавно его не было в годы репрессий.
К тому же у коммунизма и по определению не могло быть жертв – никто из основоположников коммунизма никогда не писал, что для его достижения нужны массовые репрессии среди пролетариата. Это были именно что политические репрессии, имевшие отношения к властям тех лет, но никак не к идеям Маркса, например.
Но «МК» нашёл изумительный аргумент: оказывается, в США есть памятник «жертвам коммунизма», а значит, и у нас должен быть такой же. Я даже процитирую эту их жемчужину мысли – она того заслуживает:
«Американцы поступили честно и открыли в 2007 году в Вашингтоне памятник жертвам коммунизма – ясно и понятно».
Такая «честность» американцев напомнила мне старый анекдот:
– У нас в Америке свобода! Каждый может выйти к Белому Дому и крикнуть «Рейган – дурак».
– Так и у нас в СССР тоже свобода! У нас тоже можно выйти на Красную площадь и крикнуть: «Рейган – дурак».
Если в Вашингтоне стоит памятник «жертвам коммунизма», то может и нам в Москве стоит поставить памятник, например, погибшим при колонизации индейцам? Наверное, это будет уместно? Или лучше будет смотреться памятник жертвам их гражданской войны? Впрочем, едва ли нам следует соревноваться с Америкой в абсурдности – лучше уступить им заслуженное первое место.
У Кремля!
Кстати о месте – место их тоже не устроило. Садовое кольцо для них оказалось недостаточно «в центре»!
«В полутора километрах от зловещего здания бывшего КГБ и в двух километрах от Кремля».
«Зловещее здание» – в пору разрыдаться! Интересно, что в нём может быть «зловещего»? Это же здание, которое строило для себя ещё до революции страховое общество «Россия». Правда, позаседать в его кабинетах членам правления толком не удалось, но это уже другая история. Вот, пожалуйста, 1894 год – что там зловещего, скажите на милость?

Больше этого умиляет только идея «МК» о размещении мемориала в Кремле. Воистину, до абсурда можно довести любую идею. Теперь становится понятно, почему всевозможные «правозащитники» так долго не могли согласовать проект: если их предложения были в аналогичном духе, то ничего удивительного.
Если им так нравятся сравнения с США, то сколько мемориалов должно быть, исходя из их логики, у здания Пентагона? За Вьетнам и все остальные «подвиги»? Или у того же Белого Дома?
Маловато будет!
А уж художественная критика проекта – это просто шедевр. Давненько я не читал, чтобы памятник упрекали за то, что он слишком большой и слишком маленький одновременно. Ну просто наследника Александра Дюма! «Для Атоса это слишком много, а для графа де Ла Фер – слишком мало»…
В общем, прав был Владимир Владимирович – действительно, сразу же началось «не так ползли, недостаточно низко кланялись». Но в любом случае, теперь хотя бы вопрос будет решён. Желающие почтить память жертв репрессий – и не будем лукавить, их было много, достаточно вспомнить гигантские списки посмертно реабилитированных – смогут прийти к мемориалу, возложить цветы, отметить памятные даты. Интересно, как бы всё это можно было сделать, если бы согласно фантазиям «МК» памятник установили… напротив здания ФСБ? Подходить к нему было бы столь же удобно и безопасно, как прогуливаться посреди Кутузовского проспекта…
Найдутся ли критики у этого проекта? Наверняка. Но есть у него и сторонники. Наверное, нашей стране пойдёт на пользу, если мы поучимся немного уважать разные мнения. Пора признать, что мы не клонированные андроиды, что у нас могут быть разные мнения, но мы вполне можем уважать право друг друга на то, чтобы это мнение иметь. Необходимо только понимать границы в своих требованиях, а мемориал в том виде, в каком он спроектирован и запланирован, точно не выходит за рамки разумного.
Специально для PolitRussia
Best
aksuramax2
October 2 2015, 07:56:59 UTC 5 years ago
Я уж молчу о том, что "жертвы коммунизма" в большинстве своём сами были коммунистами...