Альберт Лекс (albert_lex) wrote,
Альберт Лекс
albert_lex

Таннгейзеры всея Руси



«У меня культурное подсознание»
© «Inception», 2010

Жизнь — она как большой тест Роршарха: каждый видит своё. Посмотрев на питерских визитёров Теффта, я тоже увидел своё: нездоровое количество «культурных деятелей». Вообще, конечно, у нас это, скорее, к доктору Фрейду или кто там ещё занимался комплексами и прочими навязчивыми состояниями? У нас в России это просто принято: если ты от культуры — явиться к американскому послу обязан. Почему? Глупый вопрос. Аддикции не нуждаются в рациональных причинах. Так надо! Хвала всем богам, какие есть и даже тем, которых нет, что я не увидел Гергиева — моё сердце было бы разбито! Но пока оно осталось целым, а потому вам придётся выслушать очередной поток сознания.

Так вот, культура. Которая ломится на приём к американскому послу. Так сказать, благородные доны, собирающиеся на приём к другому благородному дону, если вы понимаете, о чём я. Как человек отягощённый любовью к прекрасному и неким багажом знакомства с ним, я эту «культуру» смело заключаю в кавычки. Для меня это не вопрос. И дело даже не в политике. Просто я действительно хорошо знаю эту область. И сейчас начну с вами делиться, так что бегите, если не сбежали до сих пор.

Упадок современного искусства — это не вымысел и не ворчание «ретроградов». В сущности, все, кто мог на эту тему авторитетно высказаться, сделали это давно и просто не желают повторяться.

Но, конечно, отсутствие таланта отнюдь не мешает огромному количеству людей заниматься так называемым «творчеством», поскольку публика у них есть, платить готова, а следовательно надо зарабатывать. Но поскольку ещё не сдохли все твари, помнящие, каким было искусство всего лет 30-40 тому назад, и не все записи перестали издаваться, то сим честным бизнесменам приходиться бороться с моральными уродами, которые имеют наглость констатировать разницу между уровнем того, что было, и тем, что предлагается сегодня.

Чем заменить талант? Джентльменский набор на все времена: эпатаж, скандал, нахальство. Беспроигрышный вариант — хорошенько что-нибудь опошлить.Хороший пример — современные постановки опер. *зевая* Ну да, можете считать, что я про «Таннгейзер». Но вообще этой теме уже лет двадцать примерно. Во что превратились сегодня оперные постановки — это уже скорее что-то для кабельного телевидения, в раздел исключительно для 18+, да и то — любителей извращений.

Кто так говорит? Господи, да все уже почти сказали, кто мог. Ну, если из недавнего — то вот Образцова выдала почти канонические формулировки на эту тему, дав известное интервью «Режиссёры убивают оперу». Не выдерживают даже нормальные певцы участия в этом безобразии.

Кстати, постановщики, которые из вменяемых, тоже об этом говорят уже открытым текстом. Вот вам цитата моего друга. Кстати — театрального режиссёра, публициста, искусствоведа. Кстати — эмигранта, да-с. Живёт во Франции, работает по специальности — театральный режиссёр. Ведёт колонки на нескольких наших тематических сайтах, посвящённых опере. Вот отрывок из его недавней статьи вам по поводу «скандальной» постановки оперы «Русалка»:

Воспринимать увиденное как «дерзость», «эпатаж» и «провокацию», тоже, извините, не получается, несмотря на то что в рекламной кампании спектакля ставка делалась именно на это. Такие «дерзости» начали набивать оскомину ещё в начале 90-х, если только не раньше. Однако режиссёры-«новаторы» продолжают с завидным упорством вырезать на стенке лифта своим уже изрядно затупившимся ножиком одно и то же неприличное слово и ждут в ответ на это «хулиганство» бури негодования со стороны жильцов. Жильцы же в ответ только пожимают плечами и крутят пальцем у виска, стараясь по возможности пользоваться лестницей – то есть ходить на оперы в концертных исполнениях, что должно бы показаться руководству театров «тревожным звоночком».

В «Русалке» Стефана Херхайма общение режиссёра с публикой можно представить в виде такого диалога:

РЕЖИССЁР (с вызовом): А я всех выряжу в современные костюмы и сделаю проститутками и бомжами! И устрою в начале спектакля пантомиму без музыки минут на десять!

ЗРИТЕЛЬ (вяло): Да я ничего другого уже и не жду, в общем-то.

РЕЖИССЁР (задорно): А я устрою герою встречу с ним же самим, но в детстве!

ЗРИТЕЛЬ (глядя куда-то в сторону): Старо, брат…

РЕЖИССЁР (хитро прищуриваясь): Тогда я устрою на сцене резню, а потом все трупы встанут живёхонькие! Что скажешь? Стильно, эффектно!

ЗРИТЕЛЬ (сдерживая зевок): И это видали!

РЕЖИССЁР (с надеждой): А как насчёт орального секса на сцене?

ЗРИТЕЛЬ (в образе Онегина): Минеты долго я терпел, но и дилдò мне надоел!

РЕЖИССЁР (горячась): Ну, тогда я выведу певцов прямо в зал – они будут ходить между рядами и петь!

ЗРИТЕЛЬ (боязливо): Ладно, только ноги не отдавите и прямо в ухо не орите, а то знаю я, как это бывает!

РЕЖИССЁР (в отчаянии): А потом я весь зал засыплю конфетти!

ЗРИТЕЛЬ (мрачно): Чёрт, опять эту гадость из головы вычёсывать!

РЕЖИССЁР (грозно): Ну что же, ты сам напросился! Тогда я покушусь на самое святое – на невинность католических монашек!.. Эй, ты чего?.. Эй!.. Уснул, что ли?

* * *

Коллеги-режиссёры, ку-ку! Двадцатый век закончился! Причём уже довольно давно! Пора сменить заевшую пластинку!

Что? Ах, вам не на что…
К чему такое длинное предисловие у меня? Да всё к тому же, дорогие читатели, всё к тому же. Всё к «Таннгейзерам», да и не только к ним.

Ведь это система. Бесталанное нечто надо продать. Как? Надо устроить скандал. Думаете, легко? Нет! Люди уже привыкли к скандалам. Надо не просто скандалить, а хамить. Надо не просто хамить, а переходить на личности. От личностей надо переходить к тому, что «торкнет». Оскорблять всё, что вообще может быть оскорблено. Да, я знаю, это трудно. Сегодня все оскорбляют всё. Поэтому надо стараться! А как же? Иначе не продашь! Иначе не будет скандала, не будет шумихи, не будет рекламы. Так что оскорблять надо на грани уголовного кодекса, а ещё лучше — за гранью. Потому что тогда точно кто-нибудь, да возмутиться. И тогда!.. О, тогда!!! Тогда — вот он, звёздный час!

Нас притеснили! Ах!!! Подлые ханжы! Грубые обыватели! Бесчувственные ватники! Консерваторы! Бессердечная церковь! Лицемерная мораль быдла! Нас!.. НАС!!! Людей искусства!!!

Вы ведь хотите быть причастными к высокому искусству? Только сегодня! Акция!!! Называется: «Не читал, но поддерживаю!» Присоединяйся к протесту! Вырази негодование этим несправедливым гонениям! Поддержи тонкую душевную организацию грамотных пиарщиков! Оцени нелёгкий труд по созданию скандала в наши дни, когда общество уже почти имунно к скандалам! Ты сразу станешь элитой! Ты будешь #нетакимкаквсе ! Ты уже личность!

Что? Таких личностей, которые «не читали, но поддерживают» — целое стадо? Ну так это же прекрасно! Что может быть лучше, чем целое стадо абсолютно одинаковых #нетакихкаквсе?

Да… И вот тут — посол. Вишенка на торте!

Я! С самим!.. Послом!.. США!!! Руку мне жал!.. Сочувствовал! Поддержал! Сказал, что прогрессивные силы с нами, что мы не одни! Что #заграницанампоможет !

* * *

Где искусство?.. Пиар, пиар… Бизнес. С перчиком — с политтехнологиями. Но пипл хавает. Пипл ощущает себя не таким, как все. Слушать Вагнера, тетралогию «Кольца» на 14 часов, на немецком — кто же станет? Это же так… Старо! Старо!!! Вагнер — устарел!

Но! Но — не совсем. Он написал «Таннгейзера», которого можно поставить так, что издатели немецкого порно сгорят со стыда, осознав всю свою профнепригодность в деле извращений и сексуальных девиаций. Да и то сказать: ну куда им, порнографам и фетишистам, до высокого искусства? Да ещё современного? Да ещё которое поддерживает Теффт? И «вся прогрессивная общественность»™?

Это же абсолютная индульгенция. Для всего. Уж если американский посол и вся прогрессивная общественность, то хоть детей на сцене насилуй — будет можно! Потому что посол. И общественность. А закон — это для ретроградов. И ватников. Для тех, кто не понимает высокого искусства. А кто понимает высокое искусство? Тот, кто поддерживает то, что им сказали поддерживать. Собственно, если что-то осуждает церковь — это надо поддержать. И не важно, что она осуждает. Если что-то запрещает власть — это надо поддержать. Не важно, что она запрещает.

Забавно, но на эту тему писал ещё Марк Твен в знаменитых «Приключениях Тома Сойера»:

«Индейца Джо похоронили невдалеке от входа в пещеру; на эти похороны съехался народ в лодках и фургонах из всех соседних городишек, из деревушек и ферм на семь миль в окружности. Люди привезли с собой детей, а также еду и выпивку, и говорили потом, что похороны метиса доставили им почти столько же удовольствия, сколько они получили бы, если бы им удалось посмотреть, как его вздёрнут на виселицу.

Похороны положили конец одному начинанию, которое с каждым днём всё росло: собирались подать губернатору штата прошение, чтобы он помиловал Индейца Джо. Под решением было множество подписей. По этому поводу состоялось изрядное количество митингов, где произносились горячие речи и проливались обильные слёзы. Был избран комитет безмозглых дам, которые должны были пойти к губернатору в глубоком трауре, разжалобить его своими рыданиями и умолять, чтобы он стал милосердным ослом и попрал ногами свой долг. Индеец Джо обвинялся в убийстве пяти жителей города, но что же из этого? Будь он самим сатаной, нашлось бы достаточное число слабовольных людишек, готовых подписаться под петицией о его помиловании и капнуть на неё одну слезу из своих многоводных запасов».
Сдаётся мне, что этот автор сказал бы много интересного о современных российских протестунах и протестутках. И, конечно, был бы немедленно причислен к ватникам, кремлеботам и «запутинцам». О, этот дивный новый мир!.. «Плохо — это хорошо, пошло — это прекрасно, отвратительно — это прелестно, нельзя — это обязательно».

В общем, я заканчиваю.

Люди! Не ведитесь на эту рекламную уловку под названием «современное искусство». Не думайте, что вы якобы чего-то не понимаете, но НА САМОМ ДЕЛЕ там что-то ужасно нужное и прекрасное, чего злые власти вас хотят лишить. Вы всё правильно понимаете: чушь — она и есть чушь. Прекрасна она только в своей чистоте и незамутнённости. Не стоит думать, что вы «не разбираетесь». Нет, скорее всего, вы совершенно правильно во всём разобрались. А если вы уже слишком стары, чтобы заразиться вирусом #янетакойкаквсе, то это уже не ваше горе, а проблемы молодых и неокрепших организмов, падких на заразу. Им бы лечиться, а они, вишь, негодуют, что остальной мир не заболел вместе с ними.

Вы мне не верите? Ну вот вам тогда кусок искусства. Наслаждайтесь прекрасным. Ну и заодно думайте, кого и что вы поддерживаете.











Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Белые кораблики…

    Дуров, похоже, решил оправдать-таки свою фамилию: предложил в 7 часов вечера запустить из окна самолётики в честь 7-го дня блокировки телеги.…

  • Американская стратегия

    Чтобы правильно понять американские цели и интересы надо несколько вещей учитывать, и начинать с главной. Большевики потому так беспощадно…

  • Куда телега катится

    Про блокировку Telegram скажу то же, что и про выборы — это будет интересно и информативно потому что покажет в действии то, о чём все…

  • И снова правозащита

    «Новая газета» жалуется, что человеку, осуждённому за пытки и убийства более 30 наших военнослужащих во время чеченской войны не…

  • Веро-незалежность

    Что-то неискоренимо верное есть всё же в том, как Моисей 40 лет водил свой народ по пустыне, чтобы не просто выросло поколение, которое рабства…

  • Вопрос прикасаемости

    Два полковника ФСБ из Самарской области, пойманные на взятке, возбудили немного удивительную реакцию в СМИ. Смотрите, мол, в ФСБ тоже коррупция…

  • Коммунальный дыбр

    В прошлом году обновили наш двор — по той самой программе «Комфортная городская среда». Отнёсся немного скептически, но…

  • Мы делили апельсин…

    Сегодня истекает ровно месяц — всего лишь месяц, а кажется, что целый месяц — как прошли президентские выборы. Некоторые…

  • Победа или поражение?

    Сейчас идут баталии за оценку произошедшего в Сирии, дискуссии об интерпретации. Ищут, кто выиграл и кто проиграл, кто молодец, а кто в пролёте.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 91 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →