Альберт Лекс (albert_lex) wrote,
Альберт Лекс
albert_lex

Антисоцреализм





Я довольно близко знаком с одним нашим известным кинокритиком, читаю его в соцсетях, иногда общаюсь там же. Человек он профессиональный, в кино разбирается отлично, но как только речь заходит о политике и о русском кино… В одной его рецензии звучала такая претензий: «В фильме не содержится социальной критики общественной жизни в России», а речь шла о мелодраме. То есть снимать истории о любви можно только за рубежом, а в России кинематограф с пролетарской решительностью, с классовой сознательностью и революционной целесообразностью обязан исключительно вскрывать (язвы), бичевать (пороки), обличать (несправедливость). Это просто какой-то соцреализм наоборот!

«Не время, товарищ, снимать о любви, когда у тебя пороки не бичёваны, гноящиеся язвы не вскрыты, а несправедливость до сих по не изобличена! Некогда нам, товарищ, снимать комедии, заниматься высоким искусством, спорными и новыми решениями — на нас высокая социальная ответственность, на нас надежда всей либеральной революции, а вот построим коммунизм либерализм — тогда и снимем про любовь».

Короче, снимать надо исключительно о том, что свекла в стране не колосится, и корова никак не поросится… Сия идея даёт некоторое представление о программе начавшегося вчера фестиваля «Артдокфест - 2018».

Нет, серьёзно, я отнюдь не чужд фестивальной жизни и неплохо умею читать фестивальные программы, выбирая интересные фильмы из весьма обширного, как правило, ассортимента. Если фестиваль хорошо организован, то он и запоминается надолго. Возьмём, например, далёкий уже 2009 год, программу ММКФ.

Я тогда посмотрел неплохой датский фильм «7 выстрелов» о том, как в руки школьнику попадает боевой пистолет и как он кочует из рук в руки, и что происходит с теми, к кому он попадает. Чутьё не подвело, снято было неплохо, это уже смутно сказывался тот пик скандинавского кинематографа, который потом взорвался с «Девушкой с татуировкой дракона», с сериалом «Мост» и ещё рядом интересных картин. Нуу, хотя бы «Охота» Винтерберга, за которую Мадс Миккельсен получил ветку Каннского фестиваля.

Что ещё… Там же был фильм о войне в Ливане, снятый целиком в танке. Боевые действия, показанные от и до из бронированной капсулы. И только финальная сцена, когда долгие часы боя заканчиваются, вдруг — тишина, открывается люк, танкисты вылезают посреди спокойного поля подсолнухов… Впрочем, это надо смотреть, конечно же. Ах да, название одноимённое, «Lebanon».

Далее… Литовский режиссёр Шарунас Бартас представлял драму «Евразиец», немного в духе Балабанова, о том, как гоняют контрабанду из Франции через Польшу и Литву в Россию. Помню его предпремьерное интервью, фильм показался интересным, во всяком случае о потраченном времени я точно не пожалел.

Побывал и в епархии, которую недостойно занимает Манский, посмотрел нашумевшую тогда документалку «Бухта» о том, как японцы истребляют дельфинов, как они коррумпировали международную организацию по промыслу китов и дельфинов, надоумив туда вступить кучу африканских государств, которые потом голосовали, как надо Японии, за «инвестиции» объёмом в полтора свечных заводика. Шутка, не свечных, но заводика. Африканским государствам много не надо, продаются они дёшево.

Что ещё… Походил на ретроспективу Бессона, посмотрел несколько его ранних картин самого начала 80-ых годов…

Словом, как я и сказал, до сих пор вполне помню, что я тогда выбрал и что посмотрел. И вот читаю программу нынешнего «Артдокфеста» в обзоре «Коммерсанта»:

1. Чернуха про жизнь в деревне
2. Чернуха про жизнь малых народов Севера
3. Про оппозицию в большом городе
4. Про жизнь в колонии
5. Чернуха про жизнь в деревне
6. Чернуха про жизнь в деревне
7. Про дело «Седьмой студии» и Серебренникова
8. Чернуха про жизнь в деревне
9. Чернуха про жизнь в деревне
10. Про оппозицию в большом городе

Ты понял, товарищ? Корова не поросится и свекла не колосится, а значит не время нам пока снимать про любовь да про дельфинов, а время нам, товарищ, Путина побеждать!

Ах да, самое-то главное, как же я мог забыть! Над всей фестивальной программой гордо высится оппозиционная картина самого Манского «Свидетели Путина». Творческий потенциал Манского — это ого-го, что такое! Вдохновение у него накатывает и вскипает исключительно вместе с инфоповодами. Кинематограф в жанре журналистики! Новости нашего агитпропа… Вот как вещает товарищ о «потном вале вдохновенья»:

«Я был просто обязан сделать этот фильм — 2014 год и начало событий в Украине не оставили мне выбора».

Ну согласитесь, это признак большого художника! Например, такого, как я… Я вот тоже новость прочитаю — и бегу строчить нетленку в ЖЖ, кусочек мастерписа, плевок в вечность. А у Манского в том же духе история: открывает топ Яндекса — и бегом снимать шидевер для очередного «Артдокфеста» имени себя любимого. Как говорится, сам себя на свой фестиваль не позовёшь — никто же не позовёт. Да и награду себе любимому тоже лучше вручать самостоятельно. От лица «независимого» жюри, ага…

А самое смешное, что ровно эти же товарищи поколениями завывали на тему того, как может проклятая советская власть засорять кинематограф безобразной пропагандой всякой пошлой политоты, и что искусство, подлинное искусство, должно быть свободно от политики…

И разница лишь в том, что среди нынешних нет Иосифа Хейфица, который снимал бы «Даму с собачкой» с прекрасными Баталовым и Саввиной, нет даже Юрия Кары, чтобы снять «Завтра была война».



«Весёлые ребята» советского периода хотя бы были прекрасным фильмом, а нынешние его антиподы о том, как ничего не колосится и не поросится — унылая чернуха, которую оппозиционеры могут показывать только друг другу, и друг от друга же получать за неё призы…

И непонятно, а надо ли было так истово бороться с засильем советской политоты и агитпропа, чтобы потом добровольно (!), уже безо всякой цензуры и указки сверху, поменять его на антисоветскую политоту и агитпроп?


Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Защитники конституции…

    Наверное, это очень трудно: сначала на «Эхе Москвы» писать выспренные тексты о том, как 12 декабря, в День Конституции,…

  • Укрофашизм

    Так забавно, что «политические украинцы», которые обвиняют русских в «шовинизме» за то, что «отрицают…

  • Разлюбили украинцев

    Был удивлён, что весьма приличная газета «Взгляд» вдруг разразилась статьёй о том, как плохие СМИ накачивают россиян ненавистью к…

  • Уходит эпоха

    Со смертью Алексеевой вполне можно сказать, что этот человек был символом эпохи. И хочется остановиться на двух главных достижениях этой эпохи,…

  • О причинах санкций: краткий ликбез

    Недавно в России обострился приступ бухтения оппозиции о том, что мы должны ввести санкции против Саудовской Аравии. Удивительно при этом, что…

  • Порошенко и Крымский мост

    Россия поставила в Крым системы С-400, а также «Панцирь-С», чем вызвала множество разговоров: от скучного «российская…

  • Недосчитался…

    Когда Кудрин заявил, что обнаружил нарушения в Роскосмосе, я удивился только одному: а почему не у Шойгу? Помня давнюю и лютую…

  • Либералы зашуршали

    Я уже не раз писал, что борьба с коррупцией не просто серьёзно пошла, а поставлена на поток, тысячи чиновников ежегодно отдают под суд по…

  • О гражданстве Брилёва

    Сегодня Познер, человек с тремя гражданствами, отжёг по поводу ситуации с Брилёвым. В принципе, вовремя сказал, потому что давно стоило об…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 56 comments