Альберт Лекс (albert_lex) wrote,
Альберт Лекс
albert_lex

Культура Костяные Уши





С интересом послушал деятелей культуры, которые домогались (домогательства!) президента, и хотел уж было забыть про них, но понял, что аки пепел Клааса стучит в моём сердце возмущение. Я-то давно и искренне убеждён, что культуры не осталось — не в России, а вообще. Что уж делать, такое нам неудачное время выпало. Но ладно в США, там всё это хотя бы на самообеспечении. А мы-то мало того, что вынуждены эту «культуру» смотреть-слушать, так ещё и платить за ЭТО должны! И ладно бы по своей воле и в театрах, так ведь нет! Через налоги и в обязательном порядке.

Слушаю доклады о том, как растут доходы отечественного кино, и радуюсь. Нет, мне правда приятно, что отечественный бизнес на подъёме. Вот наконец-то приличную «Ладу» делать стали, я уж думал не доживу. Сельское хозяйство на подъёме, хотя всегда считалось, что его реанимировать невозможно. Ровно так же я рад и за кино. Я считаю нынешнее кино не большей культурой, чем «Лада-Веста» или вагон пшеницы. Деньги приносит, рабочие места создаёт, налоги платит, кто-то ещё всё это хавает — ну и ладушки.

Просто невозможно вырасти на серьёзном кинематографе уровня советского, европейского или американского кино 20-го века, и потом всерьёз воспринимать современные подростковые поделки. Голливуд сначала — это я не ругаюсь, это факты — задавил кино во всех других странах, а потом сдох сам, скатившись в это подростковое УГ.

Ну что это, ей богу, такое? «Сумерки», «Трансформеры», «Оттенки серого»… Продукты, таргетированные чётко на Бивисов и Баттхедов! Взрослому человеку смотреть невозможно. Да и не нужно. Взрослые люди давно в ужасе сбежали на «Шоутайм», «Эйч-Би-Оу» и т. п. Там ещё хоть какая-то иллюзия интеллекта и киношного искусства сохраняется. Подозреваю, что не надолго. Вот повзрослеют те, кто выросли на «Сумерках» и Джастине Бибере — и станет совсем не нужно настоящее кино. Как там говорил тот производитель квадратных помидоров?

— Их очень удобно транспортировать, они будут намного дешевле!
— Только есть одна проблема: у них нет вкуса.
— Ну и что? Мы сперва низкой ценой выдавим конкурентов, а потом, когда вымрут все, кто помнил вкус настоящих помидор, всем будет очень нравиться наша продукция!


Примерно так оно и будет. Отличный бизнес можно построить на помидорах без вкуса. И на фильмах без намёка на творчество. А что? Когда вымрут те, кто ещё помнит, каким должно быть творчество, всем будет казаться, что это и есть — великое искусство.

И сегодняшнее кино — это просто третий класс дебильной школы. Опять же, не в плане оскорблений. Просто там от детей тоже не ждут, что они будут диффуры решать. Там если «2+2» в столбик сложат без ошибок — уже хорошо! Вот и современное кино такое же: абсолютное изучение сортов дерьма. Если не совсем-аще-полный-ацтой, а просто полный-ацтой — уже неплохо, уже можно сходить и пожрать попкорн под это дело. А в столичных кинотеатрах продают и алкоголь, что правильно: после него и девушки красивее, и фильмы кажутся не столь ужасными; это как бы анестезия.

Вот собираются принимать закон о культуре. Неплохо. Но есть вопрос: а разве можно там прописать обязанность этих «деятелей» быть хоть немного творческими людьми? А то уже стыдно говорить «деятели искусства» — ну какое там искусство?! Про них правильно говорить «культурка»!

По идее, искусство — это всё-таки созидание. Создание чего-то. А как эти люди могут что-то создавать, когда внутри них ничего нет? Это абсолютно поколение родом из конца 80-ых, они в жизни ничего не делали! Только ломали то, что было сделано до них. Вот ломать, разрушать — это они умеют.

И ещё хаять тех, кто ломать и разрушать мешает. Они таких людей называют «охранителями».

Все эти деятели — «протестуны». Они вечно недовольны, вечно хотят «до основанья», без какого-либо «а затем». Есть идеальный персонаж у Михаила Успенского, который буквально олицетворяет нашу «культурку», их источники вдохновения и всё, что они могут сказать миру. Это был такой у него Демон Костяные Уши. Вот поясняющий отрывок:

– Как же ты не знаешь? – изумился Жихарь. – Ты, брат, видно, за девками бегал, пока друиды твои дело говорили. Ведь у Демона, как всем известно, костей вовсе нет.

– Как же он без костей может двигаться и тем более летать?

– Устройство такое: он от презрения наливается кровью и становится твердым…

– Вот как, – сказал Принц и с отвращением отбросил гибкую, как змея, руку. – Значит, сэр Демон, в сущности…

– Вот именно! Только неизвестно чей…

И оба расхохотались, отчего поверженный совсем скукожился.


Напоминает, не правда ли? Это идеальный образ нашей «культурки». В совокупности они и есть этот самый «только неизвестно чей». Который наливается от презрения.

И в этом плане я не разделяю ожиданий по поводу «патриотического кино». Любить эти люди не могут ничего — только презирать. И создавать ничего не могут — только протестовать и гробить.

И деньги жрать.

Даже хорошо, что ничего патриотического они не снимают. Ужасное было бы зрелище! Впрочем… Иногда они пытаются, и получается правда ужасно.

Начиная с михалковских «Усов» и далее через «Шестую роту», «Сталинград» со всеми остановками вплоть до ремейка «Экипажа» и всяких «Викингов».

Последний ХОРОШИЙ патриотический фильм я помню — это были «Мы из будущего». Правда понравилось. Не смотрел «28 панфиловцев», ничего сказать не могу. Слышал, что вроде получилось — дай бог, чтобы так.

Но сколько же денег под это всё украли!!! В том числе и под «патриотические», «исторические» и прочие постановки.

Райкин даже целый торговый центр в Москве отгрохать сумел! И даже именем себя назвал — совести у людей совсем не стало. Воруют и не стесняются подпись оставлять, кто именно украл, и где именно это украденное теперь. Чтобы вся страна видела…

И не надо думать при этом, что проблема у одного только кино. Могу ответственно сказать, что в других областях не лучше. Во что превратилась наша (да и мировая) литература — так это тоже третий класс дебильной школы! Без слёз не взглянешь. А эти так называемые «гении пера» современные… Про таких персонажей ещё великая Фаина Раневская говорила:

«Приходите ко мне в гости! Я вам покажу фотографии никому не известных народных артистов!»

А музыка? Я уж молчу про композиторов — об этом давно мечтать не приходится. Но даже исполнители! Уж хотя бы исполнять то, что сочинили ранее… Так ведь тоже — караул полный!

И проблема всё та же, системная: людям сказать нечего этому миру! Слушаешь их исполнение — а там пустота! Да, в ноты попадают, техника есть. Содержания нет. Не то, что своих образов и эмоций, но даже авторские, заложенные композитором — не прослеживаются. Чувствуется только попытка подражать былым предшественникам.

Можно привести такую аналогию: ноты — это как текст пьесы. У всех он тоже одинаковый, но ставят пьесу все по-разному. И каждый постановщик и каждый актёр помимо авторской идеи что-то своё вкладывает. Если, конечно, что-то своё есть. А если ничего нет внутри — так это и становится видно.

Взять хотя бы этого пресловутого Евгения Кисина. Сколько было шума вокруг него! Ах, молодое дарование, ах, будущий гений. Сам Менухин с ним носился — ничуть не помогло. Слушаешь этого Кисина — и зевать тянет. И это логично! Тот же Менухин играл с великим Кемпфом — вот это было действительно искусство! Как эта парочка зажигала в своё время, пока Кемпф не покинул нас — вот это было да! Они весь мир классической музыки на уши ставили, исполняя, заметьте, совершенно классического Бетховена. Но зато как! Вот им было, что сказать миру.

А играет Кисин — и зеваешь. Ну да, техника есть — и на том спасибо, да? Об узнаваемом почерке, об особом стиле — даже мечтать не приходится. Хорошо, что в ноты попадает — для нашего века уже достижение. Ну вот воистину: третий класс дебильной школы! Сойдёт для сельской местности, можно сказать…

Да, Мацуев получше. Да, Гергиев — это вообще исключение из многих правил. Дирижёров его уровня сегодня просто не осталось. Последним таким мастером был Такаши Асахина, а после него и не осталось больше людей, способных интересно сыграть Вагнера или «венских классиков». Вот только маэстро Гергиев.

И то! Пока он дирижирует оркестром — душа поёт! А как петь начинают оперные певцы — караул. Разучились и это. Понятно, что Гергиев из-за пульта не выйдет и арию не исполнит. Особенно сопрано. Вот и пичалька опять же…

А балет? Это же смешно, когда вся эта «элитка» ломанулась на концертик «культурки» — посмотреть так называемый «балет» под названием «Нуреев». Жаль, что они сами не могут оценить всю «прелесть» своего похода: этой-то «элитке» что балет показывай, что синхрофазатрон — они и в одном, и в другом одинаково понимают. Но зато воплей потом было! Про «высокое искусство», про «гения в застенках»… Уж не знаю про застенки, но «гением» там и близко не пахнет!

Что несомненно объединяет нашу «элитку» и эту современную «культурку» — так это что все они ммммууууу...рзилки.



И я право не знаю, что тут можно сделать хоть законом, хоть самой конституцией…


Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Гарантия по чеку…

    На Украине интересная история, многое говорящая о ситуации там. Магазины приладились при оплате с пластиковых карт зачислять деньги не на свой…

  • Будапештский меморандум, украинство и ратификация

    Уже третий день подряд мне доказывают, что российские законы на российской земле не действуют. Мол, если однозначно закон требует ратификации…

  • Защитники конституции…

    Наверное, это очень трудно: сначала на «Эхе Москвы» писать выспренные тексты о том, как 12 декабря, в День Конституции,…

  • Укрофашизм

    Так забавно, что «политические украинцы», которые обвиняют русских в «шовинизме» за то, что «отрицают…

  • Разлюбили украинцев

    Был удивлён, что весьма приличная газета «Взгляд» вдруг разразилась статьёй о том, как плохие СМИ накачивают россиян ненавистью к…

  • Уходит эпоха

    Со смертью Алексеевой вполне можно сказать, что этот человек был символом эпохи. И хочется остановиться на двух главных достижениях этой эпохи,…

  • Антисоцреализм

    Я довольно близко знаком с одним нашим известным кинокритиком, читаю его в соцсетях, иногда общаюсь там же. Человек он профессиональный, в кино…

  • О причинах санкций: краткий ликбез

    Недавно в России обострился приступ бухтения оппозиции о том, что мы должны ввести санкции против Саудовской Аравии. Удивительно при этом, что…

  • Порошенко и Крымский мост

    Россия поставила в Крым системы С-400, а также «Панцирь-С», чем вызвала множество разговоров: от скучного «российская…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 58 comments