Альберт Лекс (albert_lex) wrote,
Альберт Лекс
albert_lex

Зельдин: когда прошлое ставит диагноз настоящему





Смерть Владимира Зельдина стала подобна фотовспышке, которая не только зафиксировала то настоящее, в котором мы живём, но и рельефно высветило его особенности, характерные черты, стыдливо прикрываемые пороки. Ежедневная суета жизни, её рутина служит спасительным полумраком, прикрывающим наши метания, наши не всегда чистые устремления. Потому что за вчера следует сегодня, за ним завтра, а там уже и забывается к концу недели то, что было в начале. Некогда осмыслить даже события пары месяцев, а тут умирает человек, который прожил больше 100 лет.

Мы спорим о памятниках, обсуждаем выступление Константина Райкина, в то время как Владимир Зельдин был старше его отца и лично знал многих из тех, кому мы предлагаем ставить памятники или активно возражаем против этого.

Это был даже не человек-эпоха, а сразу несколько исторических эпох: от революции и гражданской войны через всю историю Советской России и ещё четверть века после распада Союза.

Для некоторых изданий это оказывается чересчур, они не в состоянии осмысливать такие масштабы. Им надо проще: был «совок» – стал «демократ», был «демократ» – стал «запутинец». Более сложные вещи они не хотят, а ещё вероятнее – не могут осмысливать. И как раз поэтому уход Зельдина, чья жизнь охватывает такой немыслимый отрезок российской истории, является таким хорошим индикатором для всего общества: для каждого человека, издания, политика. Говоря о Зельдине, поневоле приходится задумываться о таких исторических масштабах, что это и правда словно яркий фонарь подсвечивает всё, что в человеке есть, проявляет его личность, делает заметными особенности.

В полдень с дурными предчувствиями (но надежда умирает последней) я зашёл на сайт «Эха Москвы». Сутки прошли с момента, как страна узнала о смерти Зельдина, но что мы видим на «Эхе»? Вот высказывается актёр Евгений Миронов. Думаете, говорит о том, сколько потеряло российское искусство со смертью Владимира Михайловича? Нет, он увлечённо, уже восьмой день подряд, пережёвывает выступление Констанина Райкина – для него этот скандальчик недельной давности оказывается важнее. Идём дальше, вот писатель и поэт Дмитрий Быков, ещё один представитель людей творческих. Может, хоть он решит, что смерть Зельдина достойна внимания? Нет, выясняется, что не достойна. А что же достойно? Будете смеяться, но ему тоже до сих актуальнее обсасывать скандал вокруг Райкина! Или вот запись передачи с Васей Обломовым. В общем, не будем утомлять, всё то же самое: до сих пор про Райкина, а до Зельдина дела нет.

Прошу прощения за такой неприятный префикс, но стремление к объективности вынуждает развеять миф о том, что эту утрату все заметили и все переживают. Это прозвучит диссонансом, но не все переживают, и очень возможно, что не все заметили. Потому в самом начале и было сказано, что уход Зельдина словно фотовспышка высвечивает нюансы, которые могли бы остаться незамеченными в других условиях. Иногда нам приятно думать о людях лучше, чем они есть, думать, что утрата для нас – это утрата для всех. Но подобные события тем и значимы, что они, помимо прочего, разрушают иллюзии.

При этом жизненная позиция Зельдина была не так легко понятна многим из активистов современного мира, которые склонны реагировать на всё бурно, но видеть ситуацию поверхностно. Владимир Михайлович говорил по-другому:

«Старость – это когда многое кажется просто, но не потому, что старики «склонны все упрощать»: разнообразие жизни им хочется свести к элементарным вещам, а «просто» потому, что в жизни действительно очень многое просто и ясно – надо только однажды отделить себя от суеты».

И это как раз было то искусство, на которое в жизни способны единицы. И вот пока Райкин в своём знаменитом заявлении только призывает коллег: «У нас есть такая мерзкая манера – клепать и ябедничать друг на друга. Мне кажется, это просто недопустимо!», – Зельдин давно превратил это в принципы своей жизни:

«Есть важные заповеди: Не укради, не убей, не осуждай… На себе проверил, что, придерживаясь их, живёшь дольше. Я не завистлив, не страдаю от тщеславия, поэтому изнутри меня ничего не разъедает. Я стараюсь контролировать эмоции, прогонять негативные мысли. Нужно понимать, что всегда есть люди, которые талантливее и одарённее вас. Я, видимо, и живу долго, потому что никому не завидую. Не гложет меня этот червяк. Наоборот, я восхищаюсь своими коллегами»

И Зельдина знавшие его коллеги выделяли во многом именно за его личные качества, которые так редко можно встретить, а не только за творческие достижения и уж тем более не за какую-то там политическую солидарность. Даже народный артист РСФСР Валентин Гафт, который известен своим весьма резким языком и критическими отзывами о многих коллегах по цеху, про Зельдина ещё при жизни сказал такое, что немногим доводится заслужить и после смерти. В интервью LifeNews он сказал:

«Сто лет, до последнего дня, быть великим актером, не сойти с ума. Это образец выдающийся, его правильно называют артистом планеты. Это нельзя назвать концом, он всегда будет с нами, это пример, образец чистоты, любви к искусству и вообще к людям. Он был необыкновенно трогательный, умный, казалось, что он будет вечно. Он вечный человек, мы его не только не забудем, он всегда будет с нами. Я ему как-то написал:

«Рождаться каждый день умеет он на свет.
То шут, то ангел на волшебной тризне.
В нём всё есть, только возраста в нём нет.
Как не бывает возраста у жизни»


При том «отказаться от суеты» совершенно не означало для Зельдина отказаться от того, чтобы иметь своё мнение, свои убеждения. Напротив – он не только их имел, но и предельно чётко артикулировал. Видимо, и за это тоже его уход из жизни остаётся «незамеченным» некоторыми СМИ.Вот как его вспоминает журналист Александр Гамов:

«Это было 7 мая 2012 года, примерно за час до начала инаугурации президента России Владимира Путина. Владимир Михайлович бодрой походкой направлялся в Большой Кремлевский дворец, он шел под руку с супругой – Иветтой Капраловой. Я представился, задал вопрос – он у меня был какой -то обычный: видимо, про мысли и чувства в такой день. Зельдин, помнится, ответил не сразу, собирался с мыслями. А потом сказал чеканно, но совсем не по-актерски. Вот прямая речь...

– Я принадлежу к поколению, которое уходит. Это поколение, которое прошло дорогами войны. Мне кажется, мое поколение было всегда законопослушным, и мы верили, когда Никита Сергеевич Хрущев говорил нам, что мы будем жить при коммунизме. Но главное не это. Главное, что мы безмерно любили Советский Союз, свою Отчизну, где родились, выросли. В общем, я советский человек, воспитан советской властью, мне 97 лет. Я горжусь тем, что событие, которое мы будем отмечать, это великий день 9 мая. Самое дорогое – жизнь – мое поколение положило на алтарь Победы против фашистской Германии.

Потом я видел Владимира Зельдина в Андреевском – как его еще называют, "Тронном" зале, где Владимир Путин принимал присягу. Все стояли. Только Владимиру Михайловичу принесли кресло. Оно по форме напоминало трон, только размерами было намного меньше. Но Владимир Михайлович от кресла отказался. Речь президента он слушал стоя…».


Был и один малоизвестный эпизод в жизни великого актёра. Когда Вечный огонь – тот самый, в Александровском саду, возле которого и стоит «пост №1» – техники поставили на профилактику, то право перенести пламя огня на временную горелку специальным факелом предоставили Народному артисту СССР Владимиру Зельдину. В том году он отметил свой 100-летний юбилей. День Победы для артиста всегда был самым святым праздником. Он тогда сказал:



«Мы отдаем долг нашим товарищам, которые не пришли с полей сражений, которые свою жизнь – самое дорогое – положили на алтарь победы над фашистской Германией. Это – великий праздник! Великий праздник для всех»

Сотрудники Мосгаза разобрали механизм горелки, почистили его от копоти и нагара и поменяли запальники. Спустя час, Вечный огонь вернули на место.

Вообще для Зельдина патриотизм никогда не был предметом для обсуждения, но являлся именно естественным чувством, которое не нуждается в объяснении или декларировании. На протяжении всей своей долгой жизни он неизменно служил своей стране, хотя сама страна успела за это время пережить гражданскую войну, сталинскую эпоху, хрущёвскую «оттепель», брежневский застой, горбачёвскую перестройку, ельцинский слом государства и, наконец, путинские годы восстановления. Имея твёрдые взгляды и убеждения, он при этом всегда предпочитал работать, сколь позволяли силы, и не отвлекаясь на политические дрязги, склоки, протесты и прочее «борцунство». Видимо, ему, пережившему слишком много властителей, политических перемен и поворотов истории, именно призвание артиста было важнее всего, а прочее он как раз относил к тому, о чём сказал, что это «суета, от которой надо себя отделить».

Именно поэтому он попал в Книгу рекордов Гинесса как самый пожилой актёр, выходящий на сцену. Даже в свои 101 год он и не думал у пенсии, а до последнего продолжал играть в театре. И именно поэтому же, надо полагать, его список наград столь внушителен и совершенно не зависит от исторических или политических периодов, потому что Зельдин всю свою жизнь одинаково преданно служил искусству, и полагал, что именно таким образом он лучше всего служит народу и стране.

Первые его большие награды приходятся на годы Великой отечественной войны и сталинские времена:

  • медаль «За оборону Москвы» (1944 год)

  • орден Красной Звезды

  • орден Трудового Красного Знамени (1947 год)

  • Сталинская премия (1951 год)

  • Заслуженный артист РСФСР (8 апреля 1954 года)

И потом перечень продолжался всю жизнь:

  • народный артист РСФСР (10 октября 1959 года) – при Хрущёве

  • второй орден Трудового Красного Знамени (1968 год) – при Брежневе

  • народный артист СССР (7 марта 1975 года) – при Брежневе

  • третий орден Трудового Красного Знамени (1968 год) – при Брежневе

  • Премия фестиваля «Кинотавр» — в номинации «Премия президентского совета за творческую карьеру» (1995 год) – при Ельцине

  • Премия Фонда Станиславского (1995 год) – при Ельцине

И затем с 2000 по 2016 годы Зельдин:

  • стал полным кавалером ордена «За заслуги перед отечеством» (все 4 степени)

  • получил орден «За заслуги в ветеранском движении» (11 декабря 2014 года, высшая награда Союза ветеранов России)

  • дважды стал лауреатом премии «Хрустальная Турандот»

  • получил национальную премию «Россиянин года» (2007 год)

  • получил премию Правительства Российской Федерации 2008 года в области культуры

Соболезнования и слова поддержки семье и коллективу Центрального академического театра Российской Армии в связи с кончиной Владимира Зельдина выразил президент России Владимир Путин. В телеграмме главы государства, в частности, говорится:

«Владимир Михайлович был замечательным актёром, обладал удивительной работоспособностью и большой созидательной энергией. Его уход – невосполнимая утрата для Центрального академического театра Российской Армии, многочисленных коллег, поклонников и последователей, для всей российской культуры, служению которой он посвятил жизнь и талант. Добрая память о Владимире Михайловиче Зельдине навсегда сохранится в наших сердцах, как останется с нами и его богатейшее творческое наследие».

Мемориальная доска народному артисту СССР Владимиру Зельдину будет установлена в Твери, где он провел несколько детских лет, сообщает правительство региона. Предстоит обсудить проект мемориальной доски и место, где она будет установлена. Один из предполагаемых вариантов размещения – здание, где раньше располагалась мужская гимназия, в которой учился юный Владимир Зельдин.

При этом помимо патриотического отношения к стране и её истории, Зельдин вполне ясным взором видел и недостатки, которые существуют в обществе. Он всегда был чужд какого-либо фанатизма и отрицания того, что ему было бы неудобно замечать и принимать. Вот, что он говорил Виктору Кожемяко:

«Сегодня очень много несправедливого! Этот ужасающий разрыв между богатыми и бедными, какого ни в коем случае не должно быть. Массу негатива несет телевидение, внедряя не лучшие ценности Запада. Деньги встали на первый план – и затмили многим глаза! А ведь мы в свое время не думали о деньгах… Мы ведь тогда победили не только силой оружия, но и силой духа, силой нашего искусства. Советское искусство в годы войны очень много значило! Я не раз убеждался в этом, выступая с фронтовыми бригадами – сначала перед воинами на территории нашей родной страны, а затем в Венгрии, Польше, Чехословакии, Германии. Я горжусь поколением, к которому принадлежу и которое теперь уходит. Может быть, такого поколения больше и не будет».

Последние его слова звучат очень горько, но их подтверждает и народный артист России, гедиректор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров:

«Владимир Михайлович, конечно, был такой вечный символ советского, я бы сказал, кино, театра. Какое-то ощущение, что пока он был жив, еще и эпоха живет вместе с ним, а он ушел, и как будто все это бесповоротно уходит»

Примером своей жизни Зельдин показал, что при всех обстоятельствах жизни, при всех поворотах судьбы, на самых крутых виражах истории, в годы тяжелейших испытаний для страны и и в годы величайших соблазнов податься в безнаказанное и безудержное критиканство, можно оставаться человеком чести и долга и сделать то, на чём ломались даже величайшие люди искусства, но не Зельдин:

он смог пройтись по тонкой грани, где с одной стороны начертаны слова Евтушенко «Поэт в России – больше, чем поэт», а с другой – строки Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан»

Удержаться между двумя крайности, и гордо пройти по жизни длинной в век, да так, что ни один человек не посмел бросить ему упрёка ни в личной непорядочности, ни в предательстве своего народа или страны – это то, чем пример Зельдина поражает больше всего.

Именно поэтому он так неудобен для некоторых своих коллег и некоторых СМИ. Но тем важнее для нас этот выдающийся человек, доказавший, что отсутствие экзальтации перед любой властью, ясно понимание проблем вполне могут сочетаться с патриотизмом и самоотверженным трудом на благо своей страны и своего народа.

В конце будет уместно процитировать Валерия Кичина, корреспондента «Российской газеты»:

«Это небольшое видео я снял на сугубо частном событии – дне рождения Эльдара Александровича Рязанова в клубе «Эльдар» в ноябре счастливого 2010 года. Счастливого – потому что еще живы Эльдар Рязанов, Людмила Гурченко, Владимир Зельдин… Я не мог не снять тогда эти мгновения. А теперь не могу не поделиться ими. Потому что эти мгновения оказались предвестием прощания. «Скоро встанет разлука меж нами…" – поет Зельдин. В кругу близких ему людей – с той же отдачей, как и перед многомиллионным зрителем»




Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Садись, пять!!!

    Ну что, друзья, нас можно поздравить? Приговор есть, 8 лет строгача. Улюкаеву, но не всем, кому бы ещё следовало. Интернет быстро сочинил…

  • Путин, Навальный и рыба

    Звездой прошедшей пресс-конференции Путин стал, конечно, мужик, который задвинул про рыбу. Кстати, он же сорвал и самые единодушные аплодисменты…

  • Штаб для кандидата

    Доказательство нарушения «демократии» нашла Ксения Собчак в том, что никто не пожелал возглавить её «штаб» в Чечне.…

  • Украинские пытки

    Управления верховного комиссара по правам человека ООН публикует очередной официальный доклад о ситуации на Украине.…

  • Буду болеть за белорусов!

    Я узнал, что у меня есть НЕЙТРАЛЬНАЯ страна! И тропинка, и лужок, в поле — белый мой флажок. Речка, небо голубое — это всё мне НЕ…

  • Митинг-распродажа Нуреева

    Балет "Нуреев" в Большом театре устроен как грандиозная распродажа - продается школьный дневник, продаются ковры, продается остров в…

  • Оправдание фашизма?

    Ужасы и трагедии Великой Отечественной — это была справедливость. «Заслуженное наказание». Так считает наш патриарх. Хрустя…

  • Суровая кара с презрением

    Пора подводить итог первого раунда страданий вокруг «атлетов из России». Думаю, что с развитием ситуации будут и новые этапы. И…

  • Открывая «Открытую Россию»

    «Открытая Россия» долго и нудно шифровалась, пряталась и вела себя ни разу не открыто. Оказывается, сегодня у них был съезд! Такой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments