Альберт Лекс (albert_lex) wrote,
Альберт Лекс
albert_lex

Китай не даёт взять себя в клещи





Гаагский трибунал проштамповал очередное решение, выгодное США, лишний раз подтвердив свою лояльность. Своим вердиктом он удовлетворяет требование Филиппин признать, что Пекин не имеет права претендовать на ряд островов в Южно-Китайском море. Иск вообще насчитывал 15 пунктов, включая, какой кошмар, экологические претензии к Китаю, деятельность которого по созданию насыпных островов вредит рыбному промыслу Филиппин. Почему-то рыбный промысел Филиппин страстно заинтересовал Вашингтон, который неотрывно следит за ходом конфликта и уже успел сказать, что соблюдение решения Гаагского трибунала станет «тестом, который покажет, уважает ли Пекин международное законодательство» – так заявили в администрации Обамы. Но Пекин про этот тест всё сказал ещё в 2013 году, сказав, что не признаёт юрисдикции трибунала в этом вопросе, не намерен участвовать в процессе и исполнять его решение, каким бы оно ни было. Вот и после вердикта китайский МИД сухо подтвердил:

«Мы не признаем этот процесс, мы не признали его с самого начала и не примем его. Мы не имеем никакого отношения ни к этому незаконному делу в так называемом арбитражном суде, ни к любому решению, которое будет принято».

Здесь следует сразу объяснить «цену вопроса», значение этих морских территорий и причину яростной борьбы за них, а главное – кровный интерес США в этом вопрос, который, казалось бы, не имеет к ним отношения. Рассказы о нефтегазовых месторождениях в акватории Южно-Китайского моря – это только пылевая завеса надо куда более важной темой. Впрочем, её активно используют, чтобы через всевозможные инстанции добиваться прав на спорные территории. Это же относится и к рыбному промыслу, который регулируется уже в других инстанциях, на который тоже ссылаются как на повод притязаний, не придавая, в сущности, этой теме большого значения. По данным World Fish Center, на эти воды приходится около 10% мировой рыбной ловли, но раз Китай предпочитает насыпать искусственные острова, которые рыбе, скажем так, не приносят удовольствия, значит вопрос снова не в этом.

Истинное значение Южно-Китайского моря связано с его ролью главной артерии мировой торговли, через которую проходит основной объем импорта энергоносителей азиатских экономик и большая часть их экспортного грузопотока в торговле с Европой. Акватория Южно-Китайского моря имеет также ключевое значение для быстрого перемещения военных флотов между Индийским и Тихим океанами.



Формулируя свои претензии на принадлежащую по праву часть акватории Южно-Китайского моря, Пекин нанёс «девять пунктиров» на карте: рифов, островов и архипелагов, площадь которых впоследствии быстро расширил путём песконасыпных работ, и теперь эти острова скромно охватывают почти 80% акватории Южно-Китайского моря. Таким образом Пекин стремится получить право на окружающие их 12-мильные территориальные воды и на 200-мильную исключительную экономическую зону.

При этом Китай вполне определённо трактует Конвенцию ООН о судоходстве: по его мнению в 200-мильной зоне невозможно свободное перемещение военных флотов иностранных государств. Впрочем, Китай не одинок в этом отношении, потому что такой же трактовки придерживается Бразилия и ещё ряд стран. А вот США яростно её отрицают, потому что такой подход закрывает для их флота возможность свободно перемещаться между Индийским и Тихим океаном по прямой, вынуждая «делать крюк» аж через Австралию.

Учитывая настоящую помешанность Америки на своём морском доминировании по всему миру, не удивительно, что они чрезвычайно болезненно реагируют на попытку Китая отдавить им их самую любимую мозоль и поставить законную преграду для беспрепятственного перемещения американских флотов по всему миру, как Вашингтону захочется. Главное же, что такой исход этого спора принципиально ослабит давление США на Китай, которое по совести уже скоро можно будет назвать морской блокадой. Неудивительно, что Поднебеная предпринимает столь авантюрные и нехарактерные для неё шаги: отчаянные времена требуют отчаянных мер. В шутку можно сказать, что аналогично действиям России, Китай пытается «аннексировать» часть Южно-Китайского моря. Потому что иначе США захлопнут военно-морскую удавку на шее у Пекина.

Говоря конкретно, речь идет, прежде всего, об архипелаге Сиша (Парасельские острова), островах Наньша (Спратли) и Хуанъянь (риф Скарборо). С конца 2013 года Пекин начал проводить в Южно-Китайском море масштабные гидротехнические и строительные работы по созданию искусственных островов, а также расширению и освоению этих территорий.

На недавнем китайско-американском диалоге в Пекине глава Пентагона Эштон Картер предупредил, что США не смирятся с сооружением китайских баз на спорных островах и «предпримут действия». Какие – не уточняется. Адмирал Сунь не остался в долгу. Китай не запугать, сказал он. «Мы не создаем раздоров, но и не боимся их. Китай не допустит никакого нарушения своего суверенитета», – предупредил адмирал.

Пентагон озвучивает цифры в 3,2 тысяч акров искусственной суши, которые были созданы Китаем на этих спорных островах за период, начиная с 2013 года. Но особенную тревогу у Вашингтона вызывает практика Китая по устанавливанию опознавательной зоны ПВО, которая больно бьёт по интересам и возможностям авианосной флотилии Штатов. На некоторых участках освоенных островов уже введены такие системы, и гражданская авиация соблюдает их требования, но вот американцы продолжают демонстративно нарушать.

Фактически Китай взял в свои руки Скарборо в 2012 году, дислоцировав там сторожевые корабли. Филиппинские ВМС ушли из спорного участка. Дальнейшие намерения Китая легко предсказуемы: там планируется построить аэродром или военно-морскую базу, что позволит эффективно контролировать широкую территорию, где прежде США плавали беспрепятственно, проецируя свою силу и создавая точки напряжённости в нужных уголках планеты, в соответствии с требования политики давления на Китай.

В мае этого года эскадренный миноносец William P. Lawrence ВМС США проплыл на расстоянии тех самых 12 морских миль от рифа Юншудао (Fiery Cross Reef) – территории, которую так отчаянно отстаивает Китай. Протест Пекина последовал незамедлительно: власти страны обвинили американский корабль в незаконном вторжении в свои территориальные воды. Однако Вашингтон не раз подчеркивал, что не считает спорные территории китайскими и может «летать, плавать и действовать везде, где разрешено международным правом».

По мнению замдиректора Института Дальнего Востока РАН, специалиста по Китаю, политолога Андрея Островского:

«Вопросы о принадлежности островов не определяет Гаагский суд. Для этого должна быть создана специальная комиссия из историков и т.д. Одним словом, этот вопрос должен решаться совершенно другим путем. Решение Гаагского суда будет иметь лишь один итог: Китай усилит вооруженные силы, вложит больше денег в армию и флот. В особенности Пекин усилит свои силы в направлении Южно-Китайского моря. Речь идет об огромных территориях в Южно-Китайском море. На китайских картах они обозначены как «китайская территория. Иск в Гаагский суд подали Филиппины. Китай в свою очередь предлагает разрешить эту проблему путем дипломатии и переговоров».

При этом эксперт добавил, что правительство Китая уже давно определило свою политику в отношении островов в Южно-Китайском море:

«Я как-то летел в самолете в Китай и читал большую статью в официальной китайской прессе China Daily. Она называлась «Почему Китай никогда не признает решение Гаагского суда». Для Пекина это закрытый вопрос»

Таким образом, политическая напряжённость, возникшая вокруг спорных островов в Южно-Китайском море имеет под собой большие основания и фундаментальное расхождение интересов глобальных игроков. Экономическое значение этих архипелагов совершенно ничтожно по сравнению с их геополитическим значением, стратегически важным в масштабах планеты, потому что в этой точки пересекаются морские торговые пути, связывающие Азию, Европу и Ближний Восток. При этом кризис, в том числе – военный – обернётся глобальной экономической катастрофой, сопоставимой с проблемами свободы прохождения судов в Красном море или Персидском заливе. Основные мировые грузопотоки, а также почти весь региональный траффик энергоносителей для стран Азии проходит именно через этот район в Южно-Китайском море, который стал заложником военных амбиций США и их усилий по сдерживанию и блокированию Китая.


Специально для PolitRussia.com


Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Спасительная Одесса

    Насколько удачно по конъюнктуре пришлась история в Одессе для Константина Райкина, настолько же вызывает вопросы случайность всего случившегося.…

  • Как Навальный в Европу улетел

    Обобрав своих хомячков «на нужды революции», Навальный улетел тратить собранные деньги в Европу, наплевав на сборища своих…

  • По сеньке и шапка!

    Очень смешная ситуация с Дюжевым получается. Из серии «положено — ешь, не положено — не ешь». — Пропустите, я…

  • Немного о спорте и олимпиаде

    Представьте, что корову разделывают, не забив перед этим. Живой корове отрезают ноги, потрошат внутренности, дробят скелет. И что думает корова?…

  • Творцу воровать можно!

    Нельзя творца за воровство сажать так же, как кочегара — это мнение Гидона Кремера, который специально приехал в Россию такого вора…

  • Платный тролль — новая профессия оппозиции

    Америка официально берёт на содержание платных троллей в российских соцсетях. Вот недавно в сериале «Спящие» показали такую фабрику…

  • Либералы отменяют суды для "всякого быдла"

    Системные либералы правительства готовят очередную антинародную пакость. Она будет в традиционном для них духе, который отлично выразил Кудрин…

  • А был ли мальчик?..

    Интересен не столько очередной "успех" Навального (на сей раз в Волгограде), сколько поведение его секты по этому поводу. Например,…

  • Макаревич увольняет за #Крымнаш

    Либеральные ценности, как давно известно - это бабло. А бабло побеждает всё. Они для либералов альфа и омега, цель и средство, политика и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments